Мероприятия
6 лет назад - Julie D.
«Быть современным – это то же самое, что и быть элегантным: это не просто то, как вы одеваетесь, а то какой вы есть на самом деле. Идти в ногу со временем – это не значит прибегать к современной каллиграфии: необходимо быть настоящим первооткрывателем новизны.»
Хосе де Альмада Негрейрос, конференция O Desenho [Le Dessin], Мадрид, 1927
В начале 20 века старая Европа попала под удар жажды новизны поколения. В Португалии первое землетрясение произошло в 1910 году, однако оно было не тектоническим, как землетрясение 1755 года, а политическим. 5 октября 1910 года республиканская партия отменила конституционную монархию: накануне, 4 октября, они получили большинство мест в Лиссабоне, а результат выборов сопровождался народным восстанием. 5 октября стало днем провозглашения Республики.
Эти события стали началом периода радикальных, ускоренных и ожесточенных перемен: в период между 1910 и 1925 годами Португалия повидала не менее 45 смен правительств, 8 президентов республики, 7 законодательных собраний и 5 резолюций парламента!
Рожденному в 1893 году, Хосе де Альмаде Негрейросу в 1910 году было 17 лет: именно в этой атмосфере он провел свою юность. Являясь величайшей фигурой европейского модернизма, он всегда ратовал за футуризм, однако он не очень известен вне Португалии.
Будучи самоучкой, в 1913 году он впервые продемонстрировал свои рисунки и карикатуры. Он является частью молодого поколения современности, которое, накануне Первой мировой войны, хочет сорвать оковы со всей Европы и подавить ослабленные европейские сообщества, имеющие привычки другого века.
Технологические инновации прогрессируют, но смена духа и морали общества занимает слишком долгое время. В ответ на эту инертность, модернисты заворожены миром прогресса, скорости и новых технологий.
Для идеалистской юности, частью которой был Алмада Негрейрос, все казалось возможным. С неиссякаемой энергией, которая бурлила в Европе того времени, он был охвачен творческим порывом.
Внушительный список талантов этого гениального человека поражает воображение: он был и иллюстратором, и художником, писателем и поэтом, сценографом и хореографом, керамистом и гравером, основателем и редактором журналов, ну а в свободное время или же зарабатывая на еду, танцовщиком и рабочим или же актером и режиссером.
Следуя еще одному связанному с футуризмом направлению, схожему с Дада, Алмада Негрейрос не стесняется использовать юмор в качестве боевой риторики. Об этом свидетельствует его манифест «Anti-Dantas», опубликованный в 1915 году.
Хулио Дантас, преуспевающий писатель, в основном известный как драматург, но также являющийся хирургом и эссеистом, раскритиковал модернистский журнал Orpheu. Альмада Негрейрос выразил свое недовольство по этому поводу, а также насчет всего академизма, которому, по его мнению, претит деятельность португальских художников, через манифест, который он декламировал, стоя на столе в кафе Martinho do Rossio. Первые строки манифеста задают тон:
«BASTA POUM BASTA!
Поколение, которое соглашается быть представленным Дантас, - это поколение, которого не существует! Это собрание бедных, недостойных и слепых! Это оплот шарлатанов и продавших душу людей, который опустился ниже некуда! Дантас был рожден, чтобы доказать, что человек умеет писать, не потому, что может это делать, а потому что знает как! Дантас знает грамматику, синтаксис, медицину и как готовить обед для кардиналов - все, кроме как писать, но это единственное, что он делает!»
Тот же провокационный тон, который трудно разместить между обманом и высокомерием, встречается в его «Ультиматуме футуриста»: «Я не являюсь частью какого-либо радикального поколения. Я являюсь частью конструктивного поколения. Мне двадцать три года здоровья и интеллекта, я являюсь сознательным результатом своего собственного опыта. Будучи португальцем, я считаю, что я имею право на проживание в такой стране, которая это заслуживает».
Так кем же он был – непереносимой головной болью или же гением-провокатором? Эти смешные выпады позже приведут его к необходимости прогнуться под режим Салазара и он сможет выжить только благодаря приказам правительства, которому впрочем не всегда приходился по нраву юмор артиста. И поэтому его фрески азулежу чуть не подверглись разрушению трибуналом Rocha do Conde d'Óbidos... Они сохранятся только благодаря вмешательству João Couto, директора Музея Древних Искусств.
Альмада Негрейрос не тормозит столетие. Заняв позицию интроспективного художника, он бросается в этот мир модернизма, пытаясь во что бы то ни стало ускорить темп развития и немного поторопить Португалию, так как в запале его двадцатилетия ему кажется, что все происходит очень медленно. Он говорит, что его глаза - это взгляд века, находящийся в гармонии с растрепанным ритмом этого двадцатого века, который в то время еще был совершенно новым, и что авангард с присущим ему оптимизмом все еще рассматривает это время, как многообещающее.
Для Алмада Негрейрос миссия художника заключается в том, чтобы создать и внедрить современность. Средством этой трансформации являетс зрелище, задуманное как общее произведение искусства, которое насыщает чувства, особенно взгляд, и обращено к публике. Речь идет не только об агит-пропе или политическом искусстве: амбиции Алмады Негрейрос направлены на то, чтобы скорее внедрить современность в ряды общественности. Так, провоцируя реакцию общественности художник публикует эссе, манифесты и открытые письма, особенно в первые годы правления Салазара.
Алмада Негрейрос не перестает удивлять и является мастером на все руки. Если невозможно создать шоу, то тут же, не затягивая время, он создает волшебный фонарь: модель, миниатюрное шоу, мерцающее и изменяющееся, оживляя видение даже при отсутствии средств, в ожидании продолжения и развития первоначальной идеи. Адаптируясь как хамелеон, он преумножает эксперименты и сотрудничество: он находится в своем элементе только тогда, когда он может обмениваться своими идеями с другими художниками в атмосфере взаимной эмуляции.
Алмада Негрейрос лучшим образом проявил себя, участвуя в коллективных проектах. Поэтому журнал Orpheu, который он основал с Фернандо Пессоа, а также журнал Portugal Futurista и другие театральные проекты, балеты, оперы и постановки были удачными. Но не все затеянное им успешно, однако Алмада Негрейрос занимает самые разнообразные позиции, а именно: cценарист и композитор, драматург и хореограф, декоратор и танцор. И все это благодаря тому, что он был частью жизнерадостного братства художников. Таким образом, он подружился с Соней Делоне, с которой он вел страстную и интересную переписку.
Это сотрудничество также позволило ему не выбирать сразу между карьерой артиста и литератора: долгое время он писал также много, как и рисовал.
Фонд Гюльбенкяна обладает богатой коллекцией работ Алмады де Негрейроса, которые вошли в его современную коллекцию. Именно его фреска "Começar" (1969) приветствует посетителей на входе в музей Гюльбенкяна. Только до 5 июня 2017 года следует посетить выставку «Хосе Алмада Негрейрос: путь к модернизму».
Узнайте больше о выставке – Фонд Галуста Гюльбенкяна
Выставка «Хосе Алмада де Негрейрос: путь к модернизму» проходит в фонде Галуста Гульбенкяна до 5 июня 2017 года. На ней представлено беспрецедентное собрание ранее не издаваемых эскизов и документов, которые помогут отследить богатую карьеру художника.
Фонд Галуста Гюльбенкяна – Пр. de Berna, 45A, Лиссабон – Метро Praça de Espanha ou São Sebastião
В портовых терминалах Alcântara и Rocha do Conde de Óbidos
У нас также есть фрески артиста азулежу в портовых терминалах Alcântara и Rocha do Conde de Óbidos. Чтобы добраться до этих мест, нужно пойти на станцию Alcântara Mar или же воспользоваться автобусом 712, остановка Doca of Alcântara.
Во всесезонном баре Almada Negreiros Bar
Ну и наконец, гости могут расположиться в баре зоны отдыха the Four Seasons Hotel для того, чтобы насладиться напитком и восхититься несколькими гобеленами Алмады Негрейрос.
Салон-Бар Алмада Негрейрос – гостиница «Four Seasons Hotel Ritz», Лиссабон – Rua Rodrigo da Fonseca, 88, Лиссабон 1099-039